Эксперт, Интернет, #8 (16) от 12 ноября 2001 года ЭКСПЕРТ-ИНТЕРНЕТ   

  оглавлениеГОСПОЛИТИКА  

SENTER высоких технологий

Тринадцатилетний опыт голландского агентства по технологиям и экспорту SENTER свидетельствует о возможности эффективной поддержки государством сектора высоких технологий

Михаил Коробицын (Programme Officer, Ministry of Economic Affairs, the Netherlands, Ph. D).

После Второй мировой войны экономика Голландии составляла всего 40% от довоенного уровня. В восстановлении разрушенного войной хозяйства активное участие принимало государство, направляя основные ресурсы на развитие промышленности, особенно выделяя при этом новые отрасли, такие как электротехника, электроника, органический синтез. В те годы были созданы несколько крупных компаний, где государству принадлежало до 100% акций. Благодаря целенаправленной политике правительства и трудолюбию голландцев стране удалось достичь довоенного уровня развития промышленности уже к 1948 году. В дальнейшем значительную помощь экономике страны оказал американский план Маршалла (1948-1951). Важную роль в процессе перестройки играло министерство экономических дел (в том момент - фактически министерство промышленности и торговли). Оно не только оказывало прямую финансовую помощь предприятиям, но и создавало фонды занятости на случай массовых увольнений в годы экономического спада.

Неожиданное разорение в 1983 году крупного судостроительного концерна Rijn-Schelde-Verolme (RSV), получавшего от министерства многомиллионные дотации, вызвало парламентское расследование, в результате которого был положен конец прямой финансовой помощи отдельным предприятиям со стороны государства. Правительство приняло решение о разделении структур, формирующих политику и ее исполняющих. А в 1988 году образовало Агентство по стимулированию технологического развития; впоследствии оно получило имя SENTER (www.senter.nl). Ему-то и была передана функция реализации технологической политики министерства экономических дел. Основные принципы деятельности агентства по стимулированию предприятий гарантировали объективность и прозрачность в распределении финансовой помощи и были заложены в момент его создания:

- министерство совместно с агентством определяют условия получения кредитов и субсидий, публикуют бюджет, определяют сроки подачи предложений и, что немаловажно, сроки их рассмотрения;
- деньги выделяются под конкретные проекты с конкретным (ограниченным) сроком выполнения;
- компании сами, по собственной инициативе, подают предложения в рамках опубликованной программы;
- субсидии и кредиты покрывают лишь часть проектных расходов. Компании должны доказать, что они в состоянии (и хотят) финансировать оставшуюся часть;
- оценка проектов проводится, как правило, независимой комиссией экспертов;
- в случае положительного решения дальнейшая реализация проекта регулярно контролируется агентством;
- по завершению проекта в агентство предоставляется окончательный технический и финансовый отчеты, последний должен быть подтвержден аудитором;
- агентство сохраняет строгую конфиденциальность данных о предприятиях;
- деятельность агентства контролируется не только внутренней контрольно-ревизионной службой, но и внешними организациями, вплоть до Европейского союза;
- решения агентства могут быть оспорены в суде.

Деятельность агентства оказалась настолько успешной и эффективной, что его услугами вскоре стали пользоваться и другие министерства - транспорта, окружающей среды, образования и науки.

В настоящий момент SENTER реализует более 50 программ, направленных на развитие технологий, экспорта и международного сотрудничества, с общим бюджетом около 1 млрд евро. За тринадцать лет численность сотрудников агентства выросла от 70 до 700 человек. Естественно, возникает вопрос, во сколько же обходится такая организация налогоплательщикам? Зарплата сотрудников, аренда помещения и прочие накладные расходы в 2000 году обошлись в 38 млн евро, то есть всего лишь около 4% от проходящих через агентство финансовых потоков. Чтобы поддерживать квалификацию сотрудников на должном уровне, агентство в том же году израсходовало на эти цели 600 тыс. евро - более 2% от его бюджета на зарплату. Эти деньги были потрачены с пользой: по данным анкетирования, проведенного среди предпринимателей, более 75% опрошенных оценили деятельность агентства на "хорошо" и "отлично".

О том же, какую роль играют SENTER и новые технологии в экономике страны, можно судить хотя бы по следующим данным. Голландия расходует на НИОКР (Research & Development) около 1,9% от ВВП. По этому показателю страна находится позади Швеции (3,7%), Финляндии (3,1%), Японии (3%) и США (2,6%), но опережает Великобританию (1,8%), Канаду и Норвегию (по 1,7%), Ирландию (1,4%) и Италию (1%). Страна известна своими технологическими концернами, такими как Akzo Nobel, DSM, Numico, Unilever и Shell (англо-голландские концерны), Stork, EADS и Philips. Кстати, только Philips получил в 2000 году 1017 патентов.

Средства поддержки

В начале своей деятельности SENTER имел в своем распоряжении лишь два вида инструментов поддержки предприятий, развивающих новые технологии: субсидии и кредиты. Впоследствии инструментарий агентства расширился. В настоящий момент основными инструментами поддержки предприятий являются, во-первых, субсидии для фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок. Процент субсидии зависит от стадии разработки: чем ближе технология к внедрению, тем ниже процент. Распределение субсидий осуществляется путем тендера. Шансы заявителя получить субсидии в последние годы в среднем около 50%: более низкий процент сделал бы систему непривлекательной, а более высокий не гарантировал бы достаточной конкуренции и высокого качества проектов. Срок рассмотрения проектов и утверждения выделяемых субсидий составляет от десяти до четырнадцати недель после закрытия тендера.

Во-вторых, рисковые кредиты для внедрения новых технологий. Кредит возвращается в случае коммерческого успеха продукта, в противном случае кредит прощается. Поскольку в этом случае агентство выступает в роли венчурного фонда, рассмотрение предложения занимает не более четырех месяцев со дня подачи. Процесс анализа проектов проходит без тендеров, в течение всего года. При этом оценивается не только сам проект, но и возможности фирмы - автора проекта.

В-третьих, налоговые льготы компаниям. Льгота представляет собой скидку с налога на заработную плату для каждого работника, занимающегося НИОКР. Размер скидки достигает 40%, а для начинающих компаний - до 60%. Получить льготы по этой программе достаточно легко: в год SENTER рассматривает около 35 тыс. заявок, 85% которых удовлетворяется. Срок рассмотрения - восемь недель.

Таблица 1. Динамика бюджетов программ по поддержке НИОКР (млн евро)
ГодПрограммы по поддержке НИОКР
Национальное сотрудничествоМеждународное сотрудничествоМорские исследования
200055223
199956163
199851143,5
Источник: данные SENTER

Предоставляются субсидии и кредиты и экспорториентированным компаниям. С помощью этих инструментов поддерживается, в частности, проведение рыночного анализа или составление технико-экономического обоснования проектов, реализуемых в других странах. Например, компания может получить кредит, если она вступает в конкуренцию с иностранными соперниками за крупный экспортный заказ. Для поддержки голландских компаний в странах с высоким риском инвестиций агентство может покрыть все проектные расходы. Так, на подобные проекты в Восточной Европе в 2000 году было израсходовано около 70 млн евро.

Помимо финансовой помощи SENTER оказывает информационные услуги по поиску партнеров как внутри страны, так и за ее пределами. Для поиска иностранных партнеров используются системы International Relay Centres, научно-технической сети Eureka, а также специальной базы данных Европейского союза. Агентство помогает компаниям и в составлении предложений в научно-технические фонды Европейского союза.

Кто получает поддержку

В области стимулирования технических инноваций агентство не оказывает особых предпочтений той или иной технологии: на равных условиях рассматриваются проекты по биохимии, энергетике, металлургии, IT, экологии или, скажем, полиграфии. Около 43% средств поступает в компании, имеющие менее 50 сотрудников. На долю недавно образованных малых технофирм (start-ups) приходится 11%. Разумеется, и крупные компании (более 1000 занятых) обращаются за государственной поддержкой, их доля составляет 22%.

Последние тенденции в области стимулирования научно-технического прогресса - сокращение числа разнообразных программ за счет их слияния и укрупнения. Тем самым, во-первых, сокращаются накладные расходы на их реализацию и, во-вторых, упрощается жизнь предпринимателя, которому не надо изучать специфику многочисленных программ.

Тенденцию на сокращение количества субсидий можно проиллюстрировать историей программы, направленной на стимулирование научно-технического сотрудничества между голландскими компаниями.

Технологическое сотрудничество

Первоначально, в 1988 году, эта программа была разделена на пять тем, которые в тот момент считались особенно важными. Это были биотехнология, экология, информатика, материаловедение и медицинская техника. За время существования программы вскрылись недостатки тематического подхода. Во-первых, в одних темах подавалось чересчур много проектов, в то время как в других заявок не хватало. Во-вторых, то, что казалось перспективным в 1988 году, уже не соответствовало новым тенденциям. И в-третьих, многие достойные проекты просто не подпадали ни под никакую тему. Поэтому в 1996 году было решено "разрушить стенки" между темами и сделать программу открытой для всех видов технологий - от фармацевтики до металлургии, от волоконной химии до электроники. Не прошло и пяти лет, как министерство экономических дел решило продолжить движение в сторону сокращения числа субсидий и добавить к этой программе уже существовавшие программы международного сотрудничества в области науки и техники, а также специальную программу для морских исследований.

В итоге в 2001 году была создана универсальная программа "Технологическое сотрудничество" (см. схему 1) с общим бюджетом 70 млн евро, включающая в себя все виды научно-технического сотрудничества, но работающая по одинаковым принципам: три тендера в год; фундаментальные и прикладные исследования субсидируются на 50%; опытно-конструкторские работы - на 25%; малые предприятия имеют право на дополнительные 10% субсидии.

Деньги на антитела

Понять, как работает программа технологического сотрудничества, поможет пример фирмы U-BiSys. В 1997 году тогда небольшая еще биотехническая фирма, созданная при университете Утрехта, получила субсидию на создание библиотеки, в которой должны были храниться несколько миллиардов клонированных человеческих антител. Эти антитела практически идентичны антителам, которые вырабатывает иммунная система человека, и поэтому они не отторгаются организмом в случае их терапевтического применения.


Антитела цепляются к раковыми клетками (показаны красным цветом) и активизируют моноциты (белые кровяные тельца). Моноциты атакуют раковую клетку, в результате чего ее разрушительное действие нейтрализуется. Клетка справа окружена моноцитом, крайняя клетка слева уже отключена
Источник: SENTER, U-BiSys

С помощью этой библиотеки удалось идентифицировать антитела, которые могут нейтрализовать раковые клетки, не повреждая здоровые (см. схему 2). В июне 2000 года U-BiSys образовала с другой университетской фирмой IntroGene из Лейдена совместную компанию Crucell. Благодаря технологии IntroGene у совместного предприятия появилась возможность производить антитела в промышленных масштабах на заказ для фармацевтических концернов. После ряда успешных экспериментов U-BiSys начала в 2001 году первые опыты на людях.

Энергосбережение

Программы по энергосбережению, когда-то состоящие из множества отдельных программ, выполнялись различными организациями, каждая из них имела свою специфику. К началу 2001 года количество таких программ сократилось до двух. Одна программа с помощью субсидий стимулирует разработку новых энергосберегающих технологий. Другая, через налоговые льготы, делает привлекательными инвестиции в существующие энергосберегающие технологии. В обеих программах отдается предпочтение какому-то определенному сектору или технологии.

Примером новых технологий могут служить проекты по разработке материалов для суперконденсаторов, мембранных систем для низкотемпературного разделения эмульсий или по внедрению на рынок нового типа сушильных камер.

Пример финансирования разработок новых энергосберегающих технологий - работа SENTER с молодой голландской фирмой Alpha Power Systems.

В газотурбинных установках воздушный компрессор потребляет от 30% до 50% мощности турбины. Эту паразитическую нагрузку можно уменьшить, если охладить воздух перед подачей его в компрессор. В результате плотность воздуха увеличится, и тем самым сократится нагрузка на компрессор. Поэтому, например, мощность газовых турбин Якутской ТЭЦ вырастает зимой на 30% по сравнению с летним периодом. В странах с менее суровым климатом для охлаждения часто используются установки увлажнения воздуха. Существенным недостатком этих систем является сравнительно большой размер водяных капель, которые, влетая на большой скорости в компрессор, приводят к повреждению компрессорных лопаток.

Alpha Power Systems (www.alphapowersystems.nl) удалось разработать систему SwirlFlash, позволяющую создавать водяные капли размером в несколько микрон. Капли испаряются в компрессоре в течение нескольких миллисекунд, не нанося никакого ущерба компрессору. Более того, мощность установки возрастает на 15%, на несколько процентов улучшается кпд, а выбросы оксида азота уменьшаются на 25%.

В 2000 году SENTER выделил на демонстрацию этой установки около 120 тыс. евро. Проект был успешно введен в действие на одной голландской электростанции в мае 2001 года. А уже в ноябре эта фирма была номинирована газетой Financial Times на приз Global Energy Award (см. http://www.globalenergyawards.com/) как разработчик одной из перспективных энергетических технологий.



Сайт создан в системе uCoz