Эксперт, #1-2 (309) от 14 января 2002 | РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА |
оглавление | ИННОВАЦИИ |
В поисках новых пирамидНам пора менять модель управления НТПВ последнее десятилетие действия и бизнеса нашего, и государства в инновационной сфере сильно напоминали безуспешные попытки героев романа Стругацких "Пикник на обочине" разобраться с продуктами сверхцивилизационной деятельности, оставленными на Земле инопланетными посетителями. Хайтечные осколки советской "сверхцивилизации" упорно не встраивались в стандартные бизнес-схемы и госуправленческие модели. Россия стремительно теряла пункты в рейтинге развитых в технологическом отношении стран. Объяснения сложившейся ситуации в терминах "злого умысла" или "геополитического заговора" слишком литературны, хотя и небезосновательны. Действительно, доля наукоемких производств и расходов на НИОКР в ВВП развитых стран неуклонно растет, увеличивается и мировой рынок высоких технологий. Сегодня это около 2,3 трлн долларов, к 2010 году, по прогнозам Но в нашем случае кажется важным обратить внимание на другую причину неудачи отечественной хайтечной политики - эффективное управление НТП в масштабах страны возможно только с помощью достаточно крупных стратегических проектов, в которые вовлекаются целые пласты национальной экономики, а интеллектуальный ресурс нации претерпевает тотальную мобилизацию. Стохастической деятельности малых и средних инновационных фирм и отдельных групп энтузиастов-разработчиков направляющие должны задавать крупный капитал и государство. Ракетный, атомный, радиоэлектронный проекты - примеры таких "пирамид XX века", которые не только спровоцировали появление новых, но и дали хороший технологический толчок многим "старым" отраслям промышленности. Можно вспомнить о японской национальной программе создания искусственного интеллекта или о французском "атомном ГОЭЛРО", сильно обеспокоившем в свое время американцев. Российская политическая и бизнес-элита ни одного нового сверхпроекта поддерживать не стала, да и старые пустила на самотек. Отчасти вина за это лежит и на нашем научном сообществе, которое долгое время не могло предложить чиновникам и предпринимателям четких стратегических ориентиров, предпочитая равномерно размазывать скудные бюджетные и частные - а были и такие - поступления по "всем важным направлениям", скрывая под этими словами хайтечный советский набор, который так или иначе был результатом вэпэкашной модели управления НТП. А в отсутствие избытка финансовых ресурсов и ясно обозначенного достойного внешнего противника такая модель работать не может. Кстати, подобные проблемы испытывают сейчас и США: их попытки обосновать для налогоплательщиков многомиллиардные ассигнования на новый суперпроект НПРО тем, что их безопасности угрожают ракеты-носители стран-изгоев, критики не выдерживают, на достойного противника ни Северная Корея, ни Ирак пока не тянут. Впрочем, оставим проблемы США американцам, по крайней мере, в деньгах у них недостатка нет. Что же касается России, то ей давно пора сформулировать для себя новую модель управления НТП, задающую национальной экономике и науке счетное число стратегических целей, достижение которых не связано, во всяком случае напрямую, с необходимостью победить в "вот-вот начинающейся войне с сильным врагом". В то же время все "супертехнологии" - всегда двойного назначения. Поэтому оборонно-промышленный комплекс страны тоже должен эффективно встроиться в новую систему, для чего его надо серьезно реформировать. "Эксперт" писал об этом не раз, и мы были приятно удивлены, что взгляды наши начинают разделять и представители российской политической элиты. Мы решили опубликовать нашу беседу о будущем инновационного сектора отечественного хозяйства и реформе ВПК с заместителем председателя правительства РФ, министром промышленности, науки и технологий |