Эксперт, Интернет #7 от 20 ноября 2000 года ЭКСПЕРТ-ИНТЕРНЕТ   

  оглавление НОВАЯ ЭКОНОМИКА  

По последней парижской моде

Европейский опыт интернет-инкубаторов больше подходит для России, чем американский

Дмитрий Бондарев (генеральный директор интернет-инкубатора IQLab, bdi@iqlab.ru), Павел Гулькин

С того момента, как известному американскому бизнесмену Биллу Гроссу пришла в голову идея создать первый интернет-инкубатор idealab!, пролетело уже пять лет. Сейчас в активе idealab! такие звезды мирового Интернета, как GoTo.com (24-е место в мировой табели о рангах), eToys, CitySearch, NetZero и Tickets.com, а инкубатор тем временем насиживает еще порядка 50 проектов. Новизна начинания Гросса была не только в том, что он сумел перенести в Сеть идею обычных, не виртуальных, бизнес-инкубаторов, предоставляющих своим питомцам помещение, мебель, секретаря и юриста, и даже не в том, что он начал много зарабатывать в Интернете. А в том, что он, пожалуй, впервые дал всем понять, что яркие идеи могут очень быстро преобразовываться в прибыльные коммерческие предприятия с высокой капитализацией.

Успех idealab! вызвал к жизни множество аналогичных проектов, сначала в США, а спустя два года - в Европе. Весной этого года волна докатилась и до России: чуть ли не одновременно о создании инкубаторов объявили компании A. Partners (Internet-incubator), Rambler Group (NetValue), Arrava IMC, Анатолий Левенчук (TechInvestLab) и Андрей Головин (Incubator). Вскоре к ним присоединились IBS, Sun Capital Partners (инвестировавшая в Vesta Eurasia), PricewaterhouseCoopers совместно с First Tuesday (http://www.firsttuesday.com/) и Lavtech.com. Уже в ноябре планируется открыть первый интернет-инкубатор в Санкт-Петербурге. Разумеется, пока рано говорить об успехах этих компаний, но тот факт, что феномен спонтанной инкубационной инициативы в российском сегменте Интернета носит во многом заимствованный и часто неорганичный характер, вызывает тревогу. Так, главной целью инкубаторов (с небольшими вариациями) многие их создатели считают ускоренную подготовку и быстрый вывод компаний на рынок. Но такая модель предполагает по меньшей мере большой опыт у создателей инкубаторов и наличие предпринимательских навыков у команд проектов, не говоря уже о необходимости крупных финансовых вливаний. Грубо говоря, многие российские инкубаторы следуют той модели, что принята в США, тогда как России, по всей видимости, должен быть ближе европейский опыт.

США и Европа

В основе различий, которые свойственны европейской и американской моделям бизнес-инкубаторов вообще и интернет-инкубаторов как их частного случая, лежит разная степень развития идеологии и культуры предпринимательства. Если воплощением американской мечты является человек, заработавший миллион прежде всего своим предпринимательским талантом, то голубая мечта среднего европейца - хорошее место в большой устойчивой компании.

Концепция предпринимательства и связанная с ней готовность рисковать, зачастую рисковать всем, только начинает проникать в Европу, подгоняемая ветром глобализации и требованиями новой экономики. Волна молодых и агрессивных предпринимателей здесь только формируется, и выходцы из европейских бизнес-школ лишь отчасти покрывают тот спрос на кадры, который предъявляет новая экономика. Именно поэтому одной из основных проблем европейских интернет-инкубаторов, число которых перевалило за сотню в одной только Великобритании, является недостаток предпринимателей, ориентированных на рынок и готовых к риску и связанному с ним постоянному стрессу. Другая проблема состоит в отсутствии у этих предпринимателей достаточного опыта самостоятельного создания успешных и устойчивых структур. Не менее важно и то, что руководители европейских интернет-компаний не обладают, как правило, сколько-нибудь обширными связями в бизнес-среде, а ведь для В2В-проектов, например, это критически важно.

В этих условиях важными факторами, определяющими успех инкубации проекта, являются возможность симбиоза команды проекта с командой инкубатора и тот уровень поддержки, который может быть оказан проекту инкубатором. Но несмотря на то, что европейские интернет-инкубаторы существуют в среднем уже около года и в своей работе вполне могут опираться на тот опыт и ошибки, которые совершили их американские коллеги, они часто предпочитают учиться на своих. Например, одной из серьезнейших проблем, с которыми они столкнулись, является несбалансированность инкубационного портфеля. Между тем, по словам Сары Скиннер, аналитика лондонского инвестиционного банка Durlacher, "совершенно недостаточно просто обеспечить начальным инвестированием и возможностью роста пятьдесят компаний, работающих параллельно". Скиннер рекомендует опираться на опыт ведущих американских интернет-инкубаторов, таких, например, как CMGI, Internet Capital Group, и выращивать компании, которые взаимно дополняли бы друг друга. Эта идея лишь недавно была взята на вооружение. Причем лидирующие английские интернет-инкубаторы пошли даже дальше американских коллег и создали в конце мая этого года альянс в составе Brainspark, Ideas Lab, Newmedia Spark, iCocoon, Esouk.com и Antfactory. Цель альянса - образование совместного пула ресурсов, который позволит существенно сократить издержки каждого из них. Кроме того, руководители инкубаторов не исключают возможности образования взаимодополняющих связок из компаний, находящихся в каждом из инкубаторов. По словам Элвина Уилча, директора по операциям Brainspark, сообщество инкубаторов будет помимо прочего знакомить британский рынок и с концепцией инкубатора как такового, ведь эта бизнес-модель все еще остается относительно новой для европейского инвестиционного сообщества.

Еще одной отличительной чертой европейских инкубаторов является их отчетливое стремление к международной экспансии. Весьма характерный пример - интернет-инкубатор Speed Ventures, имеющий отделения в Амстердаме, Хельсинки, Лондоне, Мадриде, Милане, Мюнхене, Париже, Стокгольме, Гонконге, Сингапуре и Нью-Йорке. Очевидно, это связано, во-первых, с тем, что Европа существенно менее однородна, нежели США, хотя и там концентрация интернет-инкубаторов в Силиконовой долине на порядок превышает средний по стране уровень. Во-вторых, часто национальные рынки оказываются слишком малы для инкубируемых компаний, и перед инкубатором стоит задача обеспечить их выход как минимум на общеевропейскую арену. Наконец, в-третьих, в возможности и опыте использования интернациональных команд Европа совершенно справедливо видит одно из своих важных конкурентных преимуществ перед США.

Не последнее по значению серьезное отличие европейских интернет-инкубаторов от их американских коллег заключается в разном объеме доступных средств. Некоторые ведущие американские инкубаторы оперируют фондами, достигающими 1 млрд долларов, тогда как в Европе они намного меньше. Один из самых богатых английских интернет-инкубаторов Antfactory располагает капиталом всего 350 млн долларов, Ideas Lab - 10 млн долларов, Brainspark - 30 млн долларов. А ведь именно деньги являются ключевым ингредиентом в том, что замешивается в инкубаторах.

Россия - страна европейская

Какой же вывод из всего этого следует сделать отечественным предпринимателям, которые так или иначе могут быть вовлечены в процесс интернет-инкубирования? Прежде всего они должны принимать во внимание, что ситуация в России и государствах Европы во многом сходна.

Россия, как и Европа, испытывает сильный дефицит предпринимательских кадров, обладающих теми качествами, которые в конечном счете определяют вероятность успеха возглавляемых ими компаний. Чтобы пояснить, о чем речь, позволим себе аналогию. Почему бразильцы стали лидерами мирового футбола? Во-первых, благодаря тому, что в Бразилии развит дворовый футбол, и мальчишки овладевают техникой так, что профессиональным тренерам практически ничему учить их не приходится, остается только привить им навыки игровой дисциплины и коллективной игры. Во-вторых, потому, что профессия футболиста часто является единственной возможностью для бразильского мальчишки вырваться из нищеты. Мотивация у начинающих спортсменов, таким образом, более чем мощная. Так вот, по аналогии, американским инкубаторам, равно как и бразильским тренерам, доступен крайне благодатный человеческий материал - хорошо обученный, имеющий опыт и высоко мотивированный. Европейцам же приходится расходовать значительные ресурсы на создание у начинающих интернет-предпринимателей мощной мотивации и развитие предпринимательских навыков. В России с мотивацией, похоже, дела обстоят даже получше, чем в Европе. Но вот с техникой, бизнес-образованием и предпринимательскими навыками хуже некуда.

По темпам развития Интернета в 1999 году Европа начала опережать США. Но, напомним, всего лишь за год до этого эксперты спорили о том, удастся ей сократить отставание от США или эта пропасть уже навсегда. Российский же Интернет, особенно по показателям количества пользователей на тысячу жителей, сильно отстает даже от Европы, а от США - на порядок. А при этом нужно учитывать и еще один важный фактор - емкость местного рынка. По общему признанию, выжить в жесткой конкурентной борьбе смогут только глобальные лидеры, в числе которых в основном американские компании. Если учесть относительно слабое пока развитие европейских аналогов NASDAQ и отсутствие аналогичного механизма привлечения инвестиций для развития интернет-компаний в России, участь значительной части европейских, как, очевидно, и российских, интернет-компаний - быть поглощенными. В этом нет ничего ужасного. Просто надо отдавать себе отчет в том, что этот вариант будет доминировать в качестве выхода для нынешних инвесторов.

Наконец, нам придется принимать во внимание относительно небольшой объем доступных нашим проектам финансовых ресурсов. Весь российский Интернет в текущем году получил инвестиций в разы меньше, чем один только британский Antfactory. А размер начальных инвестиций в уже существующие российские инкубаторы редко превышает 1 млн долларов.

Поэтому наиболее адекватной стратегией представляется постоянное отслеживание той ситуации, которая развивается в европейском сообществе интернет-инкубаторов. Скорее всего их путь отчасти повторят и отечественные инкубаторы.

Проанализируй это!

На что должен обращать внимание российский интернет-предприниматель, прибегая к услугам инкубатора?

Разделим этот вопрос на две составляющих - внешнюю и внутреннюю. Ответы на первую группу вопросов должны помочь определиться с выбором подходящего инкубатора. Вторая группа вопросов позволит предпринимателю более четко оценить перспективы своего проекта в выбранном инкубаторе.

Итак, на чем следует сконцентрировать внешнее внимание?

Изучите, насколько бизнес-модель, используемая инкубатором, подходит для вашей компании, какие услуги инкубатора вам необходимы, а без чего можно обойтись.

Узнайте, с какими проектами уже работает инкубатор, чем команды этих проектов могут помочь вам и чем вы можете помочь им.

Прежде чем доверить инкубатору свой проект, постарайтесь побольше разузнать об опыте и связях его руководителей, сотрудников и даже инвесторов. Оцените, насколько этот опыт будет полезен именно вашему проекту. Пусть сотрудники инкубатора расскажут вам о том, какими связями они располагают и в чем ценность этих связей именно для вашего проекта. Наконец, вам должны привести примеры успешных компаний, выращенных в инкубаторе. Оцените, насколько их пример подходит для вас.

Правильная и критичная самооценка перспектив проекта, поступающего в инкубатор, и собственных сил, пожалуй, один из самых сложных моментов для предпринимателя. И все же соискателю инвестиций важно сформулировать четкие требования к инкубатору, а прежде разобраться в том, насколько далеко он продвинулся в своем проекте и насколько это "далеко" соответствует тем требованиям, которые предъявляет к поступающим проектам инкубатор. Проанализируйте, на каком этапе находится проект, что нужно делать дальше. В чем основные трудности дальнейших шагов, и можете ли вы совершить их самостоятельно. Наконец, давайте себе отчет в том, что следующие лет пять вам с утра до глубокого вечера придется заниматься только этим проектом, забыв обо всем остальном.

Для того чтобы лучше понять, как венчурный инвестор вообще и инкубатор в частности будут оценивать ваш проект, можно попробовать поэкспериментировать с одной из моделей оценки привлекательности проектов, которая используется в работе организуемого петербургского интернет-инкубатора (см. график). Модель наглядно описывает типовой процесс развития интернет-проекта и позволяет инвестору учесть такие факторы, как инвестиционная привлекательность проекта, вероятность успеха переговоров об инвестировании, степень успешности команды проекта и т. п. Кроме того, модель позволяет стандартизировать процесс описания проекта в процессе due diligence. Это своего рода бинокль, через который команда проекта может различить контуры своего будущего.

Итак, точка A - начало спирали развития. На этом этапе проект находится еще в зачаточном состоянии - есть идея, есть группа разработчиков, но отсутствует воплощение проекта (implementation) и нет потребителей. Как правило, на этом этапе группа проекта готова уступить значительную долю в проекте, оставив за собой порой всего нескольких процентов. Ценность проекта, под которой мы понимаем ценность проекта для инвестора как хорошего способа вложения денег, в этой точке самая низкая.

Постепенно воплощая проект, группа разработчиков становится уже командой, в которой распределяются роли, выделяются менеджеры. К тому времени, когда проект готов к началу функционирования (точка В), владельцы проекта, как правило, уже не очень склонны расставаться с долей в нем. Они считают, что вполне справятся сами, и хотят пожинать плоды своих усилий, ни с кем не делясь. Доля в проекте, на которую они претендуют в процессе переговоров с инвесторами, стремится к 100%.

В ходе развития проекта его создатели начинают более отчетливо понимать его слабые стороны, и у них вызревает план резкого ускорения развития проекта. Между тем ресурсы, за счет которых до того рос проект, часто бывают ограничены (точка A`), и владельцы проекта вновь готовы расстаться со значительной долей участия в проекте с тем, чтобы иметь возможность сделать следующий шаг - к точке В`. Выйдя на этот новый уровень, владельцы проекта вновь вряд ли будут склонны делить свой успех с кем-то еще.

По мере развития проекта и осознания командой роста его ценности она будет стремиться оставить за собой возможно большую долю в нем. Эту тенденцию отражают "Линии долевого участия", синхронно смещающиеся вправо. При этом потенциального венчурного инвестора заинтересуют в первую очередь те проекты, которые в период переговоров находятся в границах "Наиболее интересной области". Инвестор также обратит внимание и на командную D, расстояние между витками спирали в точках A и A`. Командная D - это разница в ценности проекта на первом и на третьем этапе, показатель, отражающий способность команды развивать проект.

Разумеется, модель есть модель, проектов в застывшем состоянии не бывает. Более того, какая-то часть проекта может находиться в точке A, тогда как другая уже прошла путь до точки В, но доминирующую тенденцию можно выделить всегда. При всей своей простоте модель позволяет менеджерам делать адекватные прогнозы относительно развития и перспективности будущих взаимоотношений с проектными группами, предлагающими свои детища для инкубирования.

Дмитрий Бондарев


  
Сайт создан в системе uCoz